В преддверии стартующего 24 сентября нового сезона в «Ведогонь-театре» предлагаю вам прочитать интервью его художественного руководителя Павла Викторовича Курочкина, которое он дал студентам МГАДА, и с разрешения худрука заглянуть в его кабинет...
P.S. Кстати, не нашел ни одного подходящего тега. Может быть ввести метку «культура» и/или «театр»?
В Зеленограде Заслуженный артист России Павел Викторович Курочкин известен прежде всего как актер, режиссер и худрук «Ведогонь-театра», но начинающим московским артистам он знаком и еще в одной ипостаси – преподавательской: Павел Викторович – доцент кафедры актерского мастерства высшего театрального училища имени М.С. Щепкина.
В своем интервью студентам МГАДА он рассуждает на темы образования и театрального искусства, рассказывает о том, что делать, если вы вдруг решили стать актером, и желает молодым зеленоградцам украсить свою жизнь театром.
– Павел Викторович, в своих интервью Вы не раз признавались, что решение стать актером пришло к Вам еще в детстве. Рассказывали о своих выступлениях в детском саду и школе, о домашнем летнем театре, который организовывали в деревне. А как Вы пришли к преподаванию актерского мастерства? В какой момент осознали, что готовы не только играть на сцене, но и учить этому других?
– «Ведогонь-театр» начинался с детской студии театрального искусства, которую мы открыли в Зеленограде в 85-м году. Так что наш коллектив в принципе начал именно с педагогической деятельности. Дело в том, что у нас в городе при богатом творческом и интеллектуальном потенциале никогда не было профессионального театра. Все самодеятельные инициативы, существовавшие в то время, оставались все-таки на уровне хобби и развлечений. И, хотя в Зеленограде, конечно, было немало любителей театра, и до Москвы в те времена было добраться значительно проще, чем сейчас, все-таки обычая ходить в театр в нашем городе тогда не существовало. Потому что не существовало театра.
А театр – это ведь не просто какое-то развлекательное заведение. Театр – это целая культура, традиция. И поэтому мы понимали: чтобы строить театр, нужно воспитывать зрителя. Поэтому начали с театральной студии и занимались именно с детьми. Так что можно сказать, что к преподаванию актерского мастерства я пришел через идею создания профессионального театра в Зеленограде.
Уже много позже, в 91-м году, поступило предложение попробовать свои силы в качестве преподавателя в Щепкинском училище. Я пришел тогда на курс профессора Николая Николаевича Афонина, и дипломный спектакль, который я сделал с тем курсом – «В чужом пиру похмелье» – был положительно оценен и моими коллегами, и критиками. После этого я почувствовал, что преподавание идет у меня хорошо, а со временем понял, что педагогическая деятельность в принципе меня сильно привлекает. Соответствует каким-то склонностям моей натуры. С тех пор прошло уже почти двадцать лет, я стал доцентом и продолжаю преподавать в училище имени Щепкина.
– Заключительную часть своего школьного образования Вы получили в специальном театральном классе, созданном в одной из московских школ при поддержке Щепкинского училища. А как Вы относитесь к идее преподавания актерского мастерства ученикам общеобразовательных школ и студентам вузов нетеатрального профиля?
– Я отношусь к этой идее как к замечательной. Считаю, что на факультативной основе такая практика – в форме кружков, студий или целых учебных курсов – конечно, должна получить как можно более широкое распространение. И считаю, что любое театральное начинание как ничто другое способно объединить коллектив, если возникнет какая-то интересная творческая идея. Не случайно, технологии, рожденные театром, сейчас используются специалистами по тимбилдингу.
Вот у нас в театре не так давно был интересный случай. К тимбилдингу он прямого отношения не имеет, но наглядно иллюстрирует мои слова о том, как театр способствует объединению людей. Одна московская компания, работающая в области IT, устроила себе небольшой корпоратив в «Ведогонь-театре». Но это не был просмотр нашего спектакля с последующим банкетом, как можно было бы подумать. Им вообще не нужны были наши артисты. Они пришли и сами сыграли что-то вроде капустника: кто-то выступал на сцене, кто-то смотрел на это из зала, но все получили от этого огромное удовольствие, ушли домой, очень довольные друг другом. На мероприятии царила светлая позитивная атмосфера, наполнившая радостью всех принимавших в нем участие. Люди просто провели таким образом свой досуг, получив массу положительных эмоций.
– Не ошибусь, если скажу что в последнее время многие взрослые люди, состоявшиеся профессионалы в различных областях, начинают посещать курсы актерского мастерства, играть в любительских театрах... Если говорить не об объединении коллектива, а персонально о таких людях, что может дать им увлечение театром?
– Даже непрофессиональные занятия театром могут дать очень много положительного. Причем абсолютно всем: от маленьких детей до взрослых состоявшихся людей. Театру в этом смысле все возрасты покорны. Он заставляет человека задумываться о каких-то духовных проблемах, на которые нет времени в повседневной жизни, развивает личные психофизические качества... А самое главное заключается, наверное, в том, что театр как хобби не позволяет затухать творческому началу в человеке, дает возможность ему как-то реализовываться. Потому что иначе в нашей современной жизни творческое начало попросту вымывается.
– Вам известны случаи, когда человек, состоявшись в какой-то сфере, вдруг решал круто изменить свою жизнь и стать актером?
– Известны. И случаев этих, наверное, больше, чем вы думаете. Вот только в этом году среди поступавших в Щепкинское училище помню двух интересных личностей: один – руководитель отдела продаж крупной фирмы, другой – директор рекламного агентства, оба в возрасте под тридцать лет. Но тут важно понимать, зачем человек решил учиться актерскому мастерству. Если для того, чтобы стать профессиональным актером, как наш первый герой, тогда ему действительно необходимо поступать в театральный вуз. Но если речь идет о личностном росте и самосовершенствовании, к которому стремился второй упомянутый мною абитуриент, то в данном случае училище имени Щепкина – ошибочный выбор. В системе театрального образования все-таки другие задачи: дать человеку профессию. Поэтому для личного развития, к которому, безусловно, можно идти через изучение актерского мастерства, я бы все-таки советовал искать другие формы.
– Одной из таких форм, наверное, может стать студия личностного роста «Per aspera», которая начнет в сентябре работу в нашей академии. Кстати, для преподавания курса актерского мастерства в этой студии в Зеленоград приедет известный английский актер и режиссер, художественный руководитель лондонского театра «Quicksilver» Ги Холланд, который хорошо знаком Вам по совместной постановке «Медвежонок в рюкзаке», реализованной на сцене «Ведогонь-театра».
– Ги Холланд – очень интересный человек. А спектакль, который он у нас сделал, очень необычный. Это даже не спектакль в традиционном понимании, а представление, связанное с взаимодействием артиста и зрителя. Актер рассказывает историю, а потом выбирает из зрительного зала любого ребёнка и предлагает ему поиграть в персонажа спектакля. Не сыграть, а именно поиграть. Это очень необычно, я никогда не видел такого в русском театре. И именно это привлекло меня в работе Ги Холланда.
Что касается работы Ги в качестве преподавателя актерского мастерства, то я знаю, что он регулярно проводит мастер-классы и у него есть большой интересный опыт в этом деле. Причем важно подчеркнуть, что этот опыт отличается от того, что имеется у нас в стране. Методы работы на западе очень часто отличаются от традиций русской театральной школы. Другой подход, другой менталитет. Но думаю, что в таком прикладном варианте работа с Ги как с преподавателем актерского мастерства будет для слушателей очень интересной и полезной. Очень здорово, когда ты сталкиваешься с чем-то неизвестным. Это в любом случае очень развивает. Это как начать изучать иностранный язык. Ты обогащаешься другим опытом, который позволяет тебе развиваться.
И я могу сказать, что сейчас зарубежный опыт активно внедряется в программы профессиональных театральных вузов. К примеру, у нас в Щепкинском училище в течение двух лет преподавали итальянские актеры и режиссеры из миланского «Piccolo Teatro», проводили мастер-классы для студентов, потом сами студенты ездили в Италию. Такое взаимопроникновение культур безусловно идет на пользу.
– Павел Викторович, в завершение нашего интервью не могу не спросить Вас о творческих планах «Ведогонь-театра». Может быть, Вы хотите что-то проанонсировать, сообщить или просто обратиться к студентам МГАДА и вообще молодежи города?
– Новый театральный сезон мы начнем со спектакля «Привет с фронта», который был поставлен в прошлом году к юбилею Победы и показан на сцене всего несколько раз. Надеемся, что в наступающем сезоне эта постановка станет популярной, и интерес к военной теме, к творчеству известного писателя Вячеслава Кондратьева, рассказ которого лег в основу спектакля, привлечет немало зрителей.
Кроме того, зеленоградским театралам наверняка будет интересно увидеть знакомые персонажи в исполнении новых актеров – в некоторых спектаклях произошли новые назначения как на женские, так и на мужские роли. Также мы надеемся, что хорошей традицией станет проведение творческих вечеров актеров театра.
3 октября труппа «Ведогонь-театра» выезжает в Рязань на VI Всероссийский фестиваль «На пороге юности», в котором мы уже дважды принимали участие со спектаклями «Доходное место», «Севильский цырюльник» и «В башмаках». На этот раз организаторы фестиваля, зная о популярности нашего спектакля «Царь Федор Иоаннович» и о признании его на многочисленных театральных фестивалях, попросили привезти эту трагедию, а для детской аудитории – спектакль «Ваня Датский», также получивший призы на нескольких фестивалях театров для детей.
Готовимся мы и к Новому году: уже определились с названием новогодней сказки, художник придумал декорации, вскоре начнутся репетиции.
Что касается обращения к студентам МГАДА и молодежи города, то мне бы очень хотелось, чтобы молодые ребята раскусили, какая интересная и заманчивая штука – театр. Как это много может дать человеку, даже если он просто сидит в зале. Жизнь можно сделать богаче, насыщеннее, ярче, если включить в сферу своих интересов театр. Как способ проведения досуга, как место, где ты не только отдыхаешь, но и развиваешься как личность. И в интеллектуальном смысле, и в эмоциональном тоже. В общем, желаю студентам МГАДА и всем молодым зеленоградцам украсить свою жизнь театром.
– И напоследок блиц-опрос от студентов МГАДА. Ваша первая роль?
– Первая взрослая роль – Лель в дипломном спектакле «Снегурочка».
– Любимая роль?
– Сейчас – Царь Федор Иоаннович.
– В какой современной постановке другого режиссера вы бы хотели принять участие?
– Этот вопрос гораздо сложнее, чем кажется... Мне было бы интересно поработать с Кириллом Серебрениковым. Я был бы счастлив поработать с Адольфом Шапиро – его последний спектакль «Обрыв» мне очень понравился. И я всегда хочу работать с Александром Кузиным, с которым мы уже работали вместе в двух спектаклях у нас в театре. Мне кажется, это один из интереснейших режиссеров у нас в России.
– Сцена или кулиса?
– Сцена!
– Островский или Чехов?
– Огромный интерес к Чехову, желание его сыграть и поставить. Но как-то больше по жизни получается отдавать дань гению Островского.
– С чего все-таки начинается театр?
– Для кого как. Для меня театр начался с детства.