Чукаев Павел (starina_chuk) wrote in zelenograd,
Чукаев Павел
starina_chuk
zelenograd

Categories:

П.В. Курочкин: «Украсьте свою жизнь театром»

В преддверии стартующего 24 сентября нового сезона в «Ведогонь-театре» предлагаю вам прочитать интервью его художественного руководителя Павла Викторовича Курочкина, которое он дал студентам МГАДА, и с разрешения худрука заглянуть в его кабинет...
P.S. Кстати, не нашел ни одного подходящего тега. Может быть ввести метку «культура» и/или «театр»?

В Зеленограде Заслуженный артист России Павел Викторович Курочкин известен прежде всего как актер, режиссер и худрук «Ведогонь-театра», но начинающим московским артистам он знаком и еще в одной ипостаси – преподавательской: Павел Викторович – доцент кафедры актерского мастерства высшего театрального училища имени М.С. Щепкина.
В своем интервью студентам МГАДА он рассуждает на темы образования и театрального искусства, рассказывает о том, что делать, если вы вдруг решили стать актером, и желает молодым зеленоградцам украсить свою жизнь театром.

– Павел Викторович, в своих интервью Вы не раз признавались, что решение стать актером пришло к Вам еще в детстве. Рассказывали о своих выступлениях в детском саду и школе, о домашнем летнем театре, который организовывали в деревне. А как Вы пришли к преподаванию актерского мастерства? В какой момент осознали, что готовы не только играть на сцене, но и учить этому других?

– «Ведогонь-театр» начинался с детской студии театрального искусства, которую мы открыли в Зеленограде в 85-м году. Так что наш коллектив в принципе начал именно с педагогической деятельности. Дело в том, что у нас в городе при богатом творческом и интеллектуальном потенциале никогда не было профессионального театра. Все самодеятельные инициативы, существовавшие в то время, оставались все-таки на уровне хобби и развлечений. И, хотя в Зеленограде, конечно, было немало любителей театра, и до Москвы в те времена было добраться значительно проще, чем сейчас, все-таки обычая ходить в театр в нашем городе тогда не существовало. Потому что не существовало театра.
А театр – это ведь не просто какое-то развлекательное заведение. Театр – это целая культура, традиция. И поэтому мы понимали: чтобы строить театр, нужно воспитывать зрителя. Поэтому начали с театральной студии и занимались именно с детьми. Так что можно сказать, что к преподаванию актерского мастерства я пришел через идею создания профессионального театра в Зеленограде.
Уже много позже, в 91-м году, поступило предложение попробовать свои силы в качестве преподавателя в Щепкинском училище. Я пришел тогда на курс профессора Николая Николаевича Афонина, и дипломный спектакль, который я сделал с тем курсом – «В чужом пиру похмелье» – был положительно оценен и моими коллегами, и критиками. После этого я почувствовал, что преподавание идет у меня хорошо, а со временем понял, что педагогическая деятельность в принципе меня сильно привлекает. Соответствует каким-то склонностям моей натуры. С тех пор прошло уже почти двадцать лет, я стал доцентом и продолжаю преподавать в училище имени Щепкина.

– Заключительную часть своего школьного образования Вы получили в специальном театральном классе, созданном в одной из московских школ при поддержке Щепкинского училища. А как Вы относитесь к идее преподавания актерского мастерства ученикам общеобразовательных школ и студентам вузов нетеатрального профиля?

– Я отношусь к этой идее как к замечательной. Считаю, что на факультативной основе такая практика – в форме кружков, студий или целых учебных курсов – конечно, должна получить как можно более широкое распространение. И считаю, что любое театральное начинание как ничто другое способно объединить коллектив, если возникнет какая-то интересная творческая идея. Не случайно, технологии, рожденные театром, сейчас используются специалистами по тимбилдингу.
Вот у нас в театре не так давно был интересный случай. К тимбилдингу он прямого отношения не имеет, но наглядно иллюстрирует мои слова о том, как театр способствует объединению людей. Одна московская компания, работающая в области IT, устроила себе небольшой корпоратив в «Ведогонь-театре». Но это не был просмотр нашего спектакля с последующим банкетом, как можно было бы подумать. Им вообще не нужны были наши артисты. Они пришли и сами сыграли что-то вроде капустника: кто-то выступал на сцене, кто-то смотрел на это из зала, но все получили от этого огромное удовольствие, ушли домой, очень довольные друг другом. На мероприятии царила светлая позитивная атмосфера, наполнившая радостью всех принимавших в нем участие. Люди просто провели таким образом свой досуг, получив массу положительных эмоций.

– Не ошибусь, если скажу что в последнее время многие взрослые люди, состоявшиеся профессионалы в различных областях, начинают посещать курсы актерского мастерства, играть в любительских театрах... Если говорить не об объединении коллектива, а персонально о таких людях, что может дать им увлечение театром?

– Даже непрофессиональные занятия театром могут дать очень много положительного. Причем абсолютно всем: от маленьких детей до взрослых состоявшихся людей. Театру в этом смысле все возрасты покорны. Он заставляет человека задумываться о каких-то духовных проблемах, на которые нет времени в повседневной жизни, развивает личные психофизические качества... А самое главное заключается, наверное, в том, что театр как хобби не позволяет затухать творческому началу в человеке, дает возможность ему как-то реализовываться. Потому что иначе в нашей современной жизни творческое начало попросту вымывается.

– Вам известны случаи, когда человек, состоявшись в какой-то сфере, вдруг решал круто изменить свою жизнь и стать актером?

– Известны. И случаев этих, наверное, больше, чем вы думаете. Вот только в этом году среди поступавших в Щепкинское училище помню двух интересных личностей: один – руководитель отдела продаж крупной фирмы, другой – директор рекламного агентства, оба в возрасте под тридцать лет. Но тут важно понимать, зачем человек решил учиться актерскому мастерству. Если для того, чтобы стать профессиональным актером, как наш первый герой, тогда ему действительно необходимо поступать в театральный вуз. Но если речь идет о личностном росте и самосовершенствовании, к которому стремился второй упомянутый мною абитуриент, то в данном случае училище имени Щепкина – ошибочный выбор. В системе театрального образования все-таки другие задачи: дать человеку профессию. Поэтому для личного развития, к которому, безусловно, можно идти через изучение актерского мастерства, я бы все-таки советовал искать другие формы.

Одной из таких форм, наверное, может стать студия личностного роста «Per aspera», которая начнет в сентябре работу в нашей академии. Кстати, для преподавания курса актерского мастерства в этой студии в Зеленоград приедет известный английский актер и режиссер, художественный руководитель лондонского театра «Quicksilver» Ги Холланд, который хорошо знаком Вам по совместной постановке «Медвежонок в рюкзаке», реализованной на сцене «Ведогонь-театра».

– Ги Холланд – очень интересный человек. А спектакль, который он у нас сделал, очень необычный. Это даже не спектакль в традиционном понимании, а представление, связанное с взаимодействием артиста и зрителя. Актер рассказывает историю, а потом выбирает из зрительного зала любого ребёнка и предлагает ему поиграть в персонажа спектакля. Не сыграть, а именно поиграть. Это очень необычно, я никогда не видел такого в русском театре. И именно это привлекло меня в работе Ги Холланда.
Что касается работы Ги в качестве преподавателя актерского мастерства, то я знаю, что он регулярно проводит мастер-классы и у него есть большой интересный опыт в этом деле. Причем важно подчеркнуть, что этот опыт отличается от того, что имеется у нас в стране. Методы работы на западе очень часто отличаются от традиций русской театральной школы. Другой подход, другой менталитет. Но думаю, что в таком прикладном варианте работа с Ги как с преподавателем актерского мастерства будет для слушателей очень интересной и полезной. Очень здорово, когда ты сталкиваешься с чем-то неизвестным. Это в любом случае очень развивает. Это как начать изучать иностранный язык. Ты обогащаешься другим опытом, который позволяет тебе развиваться.
И я могу сказать, что сейчас зарубежный опыт активно внедряется в программы профессиональных театральных вузов. К примеру, у нас в Щепкинском училище в течение двух лет преподавали итальянские актеры и режиссеры из миланского «Piccolo Teatro», проводили мастер-классы для студентов, потом сами студенты ездили в Италию. Такое взаимопроникновение культур безусловно идет на пользу.

– Павел Викторович, в завершение нашего интервью не могу не спросить Вас о творческих планах «Ведогонь-театра». Может быть, Вы хотите что-то проанонсировать, сообщить или просто обратиться к студентам МГАДА и вообще молодежи города?

– Новый театральный сезон мы начнем со спектакля «Привет с фронта», который был поставлен в прошлом году к юбилею Победы и показан на сцене всего несколько раз. Надеемся, что в наступающем сезоне эта постановка станет популярной, и интерес к военной теме, к творчеству известного писателя Вячеслава Кондратьева, рассказ которого лег в основу спектакля, привлечет немало зрителей.
Кроме того, зеленоградским театралам наверняка будет интересно увидеть знакомые персонажи в исполнении новых актеров – в некоторых спектаклях произошли новые назначения как на женские, так и на мужские роли. Также мы надеемся, что хорошей традицией станет проведение творческих вечеров актеров театра.
3 октября труппа «Ведогонь-театра» выезжает в Рязань на VI Всероссийский фестиваль «На пороге юности», в котором мы уже дважды принимали участие со спектаклями «Доходное место», «Севильский цырюльник» и «В башмаках». На этот раз организаторы фестиваля, зная о популярности нашего спектакля «Царь Федор Иоаннович» и о признании его на многочисленных театральных фестивалях, попросили привезти эту трагедию, а для детской аудитории – спектакль «Ваня Датский», также получивший призы на нескольких фестивалях театров для детей.
Готовимся мы и к Новому году: уже определились с названием новогодней сказки, художник придумал декорации, вскоре начнутся репетиции.
Что касается обращения к студентам МГАДА и молодежи города, то мне бы очень хотелось, чтобы молодые ребята раскусили, какая интересная и заманчивая штука – театр. Как это много может дать человеку, даже если он просто сидит в зале. Жизнь можно сделать богаче, насыщеннее, ярче, если включить в сферу своих интересов театр. Как способ проведения досуга, как место, где ты не только отдыхаешь, но и развиваешься как личность. И в интеллектуальном смысле, и в эмоциональном тоже. В общем, желаю студентам МГАДА и всем молодым зеленоградцам украсить свою жизнь театром.

– И напоследок блиц-опрос от студентов МГАДА. Ваша первая роль?

– Первая взрослая роль – Лель в дипломном спектакле «Снегурочка».

– Любимая роль?

– Сейчас – Царь Федор Иоаннович.

– В какой современной постановке другого режиссера вы бы хотели принять участие?

– Этот вопрос гораздо сложнее, чем кажется... Мне было бы интересно поработать с Кириллом Серебрениковым. Я был бы счастлив поработать с Адольфом Шапиро – его последний спектакль «Обрыв» мне очень понравился. И я всегда хочу работать с Александром Кузиным, с которым мы уже работали вместе в двух спектаклях у нас в театре. Мне кажется, это один из интереснейших режиссеров у нас в России.

– Сцена или кулиса?

– Сцена!

– Островский или Чехов?

– Огромный интерес к Чехову, желание его сыграть и поставить. Но как-то больше по жизни получается отдавать дань гению Островского.

– С чего все-таки начинается театр?

– Для кого как. Для меня театр начался с детства.

Subscribe

  • Где взять в аренду лётный шлемофон?

    Для сценической постановки нужен шлемофон на недельку. Кто может дать в пользование? Или, может, подскажите где можно взять в аренду за разумную…

  • Куда пойти постричься?

    Всем добра! В связи со сменой семейного статуса приходится решать мелкие проблемы, которые ранее решались наличием второй половины. Сам донельзя…

  • Оцифровка VHS

    Всем добра! Пните, плиз, в нужном направлении.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments